Новые изменения законодательства для малого и микробизнеса: почему нельзя вводить тотальную фискализацию и повлияет ли это на теневые схемы.

Более 20 лет назад, когда было введено упрощенную систему налогообложения, предусмотрена возможность быстрого открытия и закрытия ФОП, частные предприниматели наконец выдохнули спокойно. К сожалению, жизнь продержалось не очень долго.

Сейчас государственные органы пытаются ввести тотальную фискализацию 2 и 3 групп плательщиков единого налога (предусмотрено законом №129-IX), которая приведет не к оптимизации контроля и порядка, которых стремится достичь власти, а массовых нарушений законодательных норм. Как результат – стране обеспечено резкое уменьшение поступлений в бюджет и увеличение уровня коррупции.

Изменения в законодательстве для ФЛП

Из основных изменений в законодательстве, на которые нужно обратить внимание, особенно выделяются:

  • объединение отчетности;
  • РРО (кассовые аппараты) для всех упрощенцев 2 и 3 групп;
  • увеличение штрафов.

Начнем с того, что с 1 ноября 2019 года, уплачивать ЕСВ можно только на счета, открытые по стандартам ИВАN. Если вы этого не сделали, пожалуйста заплатить штраф – за несвоевременную подачу расчета для всех единщиков он теперь составляет 2040 грн. Повторное нарушение влечет за собой ответственность в 4080 грн.

Что же касается объединения отчетности, то 1ДФ (налоговый расчет того, что было начислено и выплачено физическими лицами) о уплаченную сумму ЕСВ ФЛП первой и второй группы, предприниматели должны подавать раз в месяц. Сейчас подобная отчетность подается раз в квартал.

Также все ФОТ, кроме 1 группы, с 2021 имеют использовать РРО.

Проблема в том, что предпринимателей, зарегистрированных под КВЭД 1 группы немного. Большинство пользуется услугами или постоянных работников, или фрилансеров. А это автоматически переводит их из 1 группы в 2-4. Также мало у кого получается вписываться в установленные государством лимиты. То есть работать на упрощенной системе без отягчающих РРО получится у единиц.

В течение 2020 кассовым аппаратом могут не пользоваться те, чей объем прибыли не превышает миллион гривен.

Уже с октября 2020 обязательно фискализация будет распространяться на предпринимателей, которые реализуют:

  • товары или услуги через Интернет;
  • технически сложные бытовые товары с последующим гарантийным ремонтом;
  • лекарственные препараты;
  • ювелирные изделия;
  • подержанную продукцию;
  • путевки;
  • текстиль (кроме реализации за наличные средства на рынках)
  • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания;
  • детали и принадлежности для автотранспортных средств.

А с 1 января 2021 абсолютно все налогоплательщики 2-4 категории, зарегистрированные на упрощенной системе налогообложения – будут фискализированный. То есть исчезнут упрощенные условия работы даже для тех немногих ФЛП, описанных выше.

Какие последствия могут иметь предлагаемые изменения

Проанализировав системы налогообложения и законодательную базу, касающуюся работы частных предпринимателей в разных странах мира, можно сделать несколько выводов:

  • Украинский упрощенная система не является уникальной, такая практика наблюдается почти во всех странах мира;
  • тотальная фискализация отсутствует во всех развитых странах Европы;
  • всегда есть значительные исключения для малого и микробизнеса;
  • упрощенная система налогообложения является основой развития успешного малого и среднего бизнеса во всем мире;
  • главным в реформах систем налогообложения обычно становится не увеличение контроля государства, а дифференциация видов бизнеса.

То есть в нашей стране власть решила пойти совсем не тем путем, который используют успешные государства. В новом законодательстве повторяются ошибки постсоветских соседей, вроде Грузии, где после введения почти тотальной фискализации начались массовые нарушения, нормами законов пренебрегает большинство частных предпринимателей.

Для Украины представляется целесообразным взять за пример опыт более развитых стран:

  • Литва – упрощенная система налогообложения вводилась за либеральной моделью (ФЛП, который получает не более 300 000 евро в год и имеет до 10 рабочих, платит 5% прибыли в государственный бюджет).
  • Эстония – малый бизнес получает автоматическое списание налогов, если выполняет определенные требования государства.
  • Польша – на упрощенной системе находятся ФОПы с прибылью до 6500000 грн в год и фискализация не распространяется на 49 видов товаров и услуг.
  • Германия – малый бизнес может не использовать РРО для любых продаж до 460 000 грн в год, а предельный оборот упрощенной системы – 16 млн грн.

Власти этих стран смогла завоевать доверие людей. ФОПы уверены, что государственные органы в любом случае защитят их, потому что именно интересы населения поставлены на первое место.

У нас же такого доверия нет и в ближайшие годы, скорее всего, вряд ли будет. Именно в связи с тем, что существует слишком большой риск коррупции и отсутствует уверенность в 100% -ном защите, тотальную фискализацию вводить не стоит.

Также в Украине есть еще одна существенная проблема – нет никаких расчетов социально-экономического эффекта от введения новых изменений в законодательство. Когда принимались законы №128-IX и №129-IX, власть об этом даже не подумала. А как показывает практика Грузии, Таджикистана и других стран – это вредно как для бюджета страны, так и для микробизнеса в целом.

Например, власти Грузии в 2012 году приобрела и бесплатно предоставила предпринимателям около 100 000 кассовых аппаратов на общую сумму более $ 17 млн. При этом фискальный эффект от этого мероприятия был почти незаметным, как отмечает экс-глава фискальной службы Грузии Джаба Ебаноидзе – контрольные мероприятия фискальной службы не давали эффекта, стимулирования покупателей с помощью лотерей оказались неэффективными. По состоянию на 2019 нормы по фискализации нарушаются массово, о чем указано выше.

Иными словами, о фискализации не надо было бы даже думать до обещанной институциональной реформы Фискальной службы и внедрение стандартов оценок ее деятельности и эффективности (KPI). Если появится хоть какая-то положительная динамика – тогда можно рассматривать различные международные стандарты контроля за деятельностью ФОТ.

Нашей власти недостаточно негативного опыта постсоветских стран, в которых строгость законов компенсируется НЕ обязательностью их исполнения и приводит к расцвету нарушений и коррупции.

Европа и Америка же стимулирует малый и микробизнес выгодами, а не штрафами. Там контроль вводят исключительно на тех, кто злоупотребляет упрощенными режимами, а метод «ковровых бомбардировок» не используется. Нужно дать малому и микробизнеса спокойно развиваться – только это принесет положительный результат для страны в целом.