Кабмин изложил в новой редакции Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Он вступил в силу 31 декабря 2019

31 декабря 2019 вступило в силу постановление КМУ от 04.12.2019 г.. №1132, которым изложены в новой редакции Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Этот Порядок определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (в том числе их структурными и обособленными подразделениями, не являющиеся юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее – объект посещения), с учетом особенностей, определенных Конвенции Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом № 1985-IV Конвенции Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в си льский хозяйстве, ратифицированной Законом №1986-IV, и Законом №877.

Мероприятия госконтроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов.

Основания для осуществления инспекционных посещений

1) Обращение работника о возбуждении в отношении него законодательства о труде;

2) обращение физического лица, в отношении которого возбуждено правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

4) решения суда;

5) сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде по неоформление и / или нарушения порядка оформления трудовых отношений;

6) информация:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГНС и ее территориальных органов о:

  • несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий;
  • факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;

Пенсионный фонд Украины и его территориальных органов о:

  • работодателей, начисляют заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце, завершившегося;
  • работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателей, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателей с численностью 20 и более работников, в которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) информация профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) поручения Премьер-министра Украины;

9) обращение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

10) запрос народного депутата Украины;

11) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Продолжительность проверки и права инспекторов по труду

Продолжительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.

Инспекторы труда (при наличии служебного удостоверения) беспрепятственно имеют право:

  •  при проведении инспекционных посещений при наличии вышеупомянутых оснований, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любых производственных, служебных, административных помещений объекта посещения, в которых используется наемный труд;
  • знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки ;
  • один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения, другим лицам, обладающим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
  • при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
  • на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  • фиксировать проведения инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;
  • получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и / или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенная в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.